По итогам первого полугодия Росстат зафиксировал рост производства пластмасс в первичных формах. Однако ситуация неоднозначная для разных полимеров. Полиэтилен и, судя по всему, полипропилен растут на внутреннем спросе. Полиамиды наоборот падают из-за снижения прямого экспорта. А производители смол столкнулись с проблемами сбыта в том числе российским переработчикам, ориентированным ранее на работу с экспортными рынками.
Полимеры пошли в рост?
Полугодовые данные Росстата, с одной стороны, обнадеживают полимерную отрасль, с другой стороны, заставляют задуматься о состоянии ее отдельных сегментов. Новость первая (позитивная): в производстве полимеров в целом наметилась позитивная динамика. Объем производства пластмасс в первичных формах в России в 1 полугодии 2023 составил 5377 тыс. тонн. Это на 1,5% выше уровня аналогичного периода 2022 года. Большую часть первого квартала 2022 года на мировых рынках еще действовали, что называется, “старые правила игры” для российской продукции, а в первом полугодии 2023 года отечественные производители полностью работали в режиме санкций. То есть прирост не объясняется эффектом низкой базы, а обусловлен налаживанием работы в этих новых условиях.
Новость вторая: пока результат хуже показателей первых 6 месяцев относительно спокойного 2021 года на 3,2% (в 2021 году еще действовали многие международные ковидные ограничения, но во второй половине года рынок уже восстановился до доковидных значений, а во многих секторах превысил их).
Новость третья: общий прирост можно рассматривать лишь для понимания настроений в целом отрасли (производители полимеров нашли возможности перестроить свои процессы производства и сбыта под новые реалии, в том числе за счет переориентирования экспорта, повышения внутреннего спроса, роста импортозамещения марок и компонентов и т.д.). Однако в отдельных категориях полимеров, фиксируемых Росстатом, ситуация кардинально отличается. Их можно условно разделить на три группы: полимеры, производство которых восстановилось относительно 2021 года; полимеры, производство которых выросло относительно 2022 года, но уровня 2021 года не достигло; полимеры, производство которых снижается второй год подряд. Теперь рассмотрим три эти группы подробнее.
Полиэтилен и полипропилен растут на внутреннем спросе
Рост выпуска пластмасс обеспечен, в первую очередь, производством полимеров этилена (ПЭ) и пропилена (ПП). Именно они находятся в условной “зеленой” группе.
По итогам 6 месяцев 2023 года объем выпуска полиэтилена достиг 1832 тыс. тонн, что на 6,2% выше результатов прошлого года. Выпуск ПЭ не только полностью восстановился, но и на 3% превысил показатели досанкционного 2021 года. При этом участники отрасли считают, что реальный рост выше, чем фиксирует Росстат по своим методикам.
– По полиэтилену важно обратить внимание даже не на сам рост производства, а на отсутствие его снижения, поскольку существенная часть продукции до 2022 г. шла на экспорт, в т.ч. в недружественные страны. Поддержке уровня производства оказали сразу два фактора – переориентация экспортных потоков и импортозамещение. Успехи в импортозамещении в 2022-2023 годах обеспечены встречным движением производителей, которые начали выпускать новые марки пластиков, и переработчиков, которые оперативно перевели производство с более недоступного импортного сырья на отечественное, – поясняет Дмитрий Акишин, управляющий директор компании “Имплемента”.
Объемы выпуска полипропилена Росстат не публикует. Однако о динамике производства этого полимера можно судить по оставшемуся объему (разнице между общим объемом и совокупным объемом всех именованных групп). Очевидно, что в категорию “Остальное” попадет не только ПП: его годовое производство в России оценивалось в 2022 году в 1990 тыс. тонн, то есть полугодовой объем должен составлять порядка 1000 тонн (примерно ⅔ от всего оставшегося объема). Но, вероятнее всего, именно крупнейший с точки зрения объемов, продукт и обеспечил прирост всей категории. Тем более это подтверждается динамикой спроса.
В 2023 году росли те категории продукции переработки, которые традиционно в большей мере потребляют именно полиэтилен и полипропилен. Во-первых, в России продолжается “трубный бум”. Темпы производства полимерных труб несколько снизились относительно прошлого года, но по-прежнему они выше, чем в большинстве других категорий. За первое полугодие 2023 года выпуск труб составил 571 тыс. тонн, что на 17% выше, чем за аналогичный период 2022 года, и на 45% 2021 года. В отрасли принято считать, что такая динамика обеспечена, в первую очередь, программой газификации, но для первого полугодия 2023 больший эффект оказало водоснабжение (подробнее о рынке труб и о причинах его роста в ближайшее время RUPEC опубликует отдельное исследование). Более половины всех труб производятся из полиэтилена трубных марок ПЭ100, еще 16-18% – из полипропилена.
Во-вторых, судя по данным Росстата, выросли и другие категории переработки, традиционно потребляющие ПЭ и ПП. В категории “Плиты, листы, пленка и полосы (ленты) полимерные, неармированные или некомбинированные” прирост за полугодие составил 7,2% (в прошлом году за аналогичный период – 1,7%). В категории “Плиты, листы, пленка и полосы (ленты) прочие пластмассовые непористые” прирост еще выше – 18,7% (в прошлом году за аналогичный период – 2,6%). А вот в категории “Плиты, листы, пленка и полосы (ленты) прочие пластмассовые пористые” хотя и отмечается повышение производства на 7,7%, но оно лишь компенсирует прошлогодний пятипроцентный спад.
Таким образом, можно сделать вывод, что прирост ПЭ и ПП, вероятнее всего обеспечен внутренним спросом от производителей труб и пленок. А вот экспортные поставки на новые рынки, видимо, были переориентированы не полностью. Этим объясняется разница в динамике роста полимерной продукции и полимерного сырья. В связи с тем, что данные Федеральной таможенной службы закрыты с прошлого года, подтвердить этот вывод пока не представляется возможным.
Полистирол начал восстановление
Ко второй “желтой” группе можно отнести, во-первых, полистирол, во-вторых, большую категорию “Полиацетали, прочие полимеры простых эфиров и эпоксидные смолы в первичных формах; поликарбонаты, алкидные смолы, полимеры сложных эфиров аллилового спирта и прочие полимеры сложных эфиров”.
Производство полимеров стирола (296,5 тыс. тонн) оказалось чуть выше, чем годом ранее, на 0,6%, но восстановления до уровня 2021 года не произошло. Правда, необходимо отметить, что снижение в 2022 году относительно 2021 года было тоже невысоким – всего 2%.
В категории полимеров эфиров производство продукции за 6 месяцев 2023 года составило 472,9 тыс. тонн, что на 2,8% выше, чем за аналогичный период 2022 года. Однако уровень первого полугодия 2021 года (481,2 тыс. тонн) также не достигнут.
Учитывая текущую динамику, делать однозначные выводы по этой группе полимеров пока рано.
Проблемы с экспортом и стройкой?
К третьей “красной” группе полимеров, чье производство продолжает снижаться второй год подряд, относятся поливинилхлорид (ПВХ), полиамиды (ПА) и продукция из категории “Смолы карбамидоформальдегидные, тиокарбамидоформальдегидные и меламиноформальдегидные смолы в первичных формах”. При этом по ПВХ и ПА снижение в сравнении с прошлым годом даже ускорилось.
Выпуск ПВХ в первом полугодии 2023 года составил 491,3 тыс. тонн, что на 10% ниже результатов за аналогичный период прошлого года (в 2022 году темп снижения был 2,6%). Объем производства ПА зафиксирован на уровне 69,7 тыс. тонн. Снижение на 26,9% (в 2022 году – на 4,8%). Выпуск смол составил 568 тыс. тонн, что на 7,7% ниже результатов за аналогичный период прошлого года (в 2022 году темп снижения был 9,7%).
– В первую очередь, для того, чтобы понять что происходит на полимерном рынке и почему упали те или иные объемы, нужно посмотреть историчность сбыта российских полимеров. Например PA6, который производится в России, ранее в большом количестве поставлялся в Европу. Соответственно, когда закрылась возможность для сбыта, сильно начал меняться рынок. То же самое по ПВХ, – считает Георгий Солдатов, генеральный директор компании “Адитим”. – Если посмотреть на эту статистику во времени, то сразу будет понятно, что быстро переделать логистические пути, найти новых клиентов – это не так просто. Поэтому данное падение абсолютно закономерно.
Производители смол неофициально отмечают, что также испытывают проблемы со сбытом. Здесь, судя по всему, сказались проблемы не только прямого экспорта, но и снижение сбыта российским переработчикам, чья продукция ранее шла на экспорт. Например, на карбамидоформальдегидные смолы негативное влияние, как и на фенолформальдегидные, сильное влияние оказывают проблемы рынка фанеры и древесных плит, для изготовления которых и используются такие смолы. На эти продукты деревопереработки весной прошлого года были введены, а в июле вступили в силу санкции ЕС. В итоге в прошлом году экспорт фанеры упал на 31%, а ее производство – на 28%. В первом квартале этого года экспорт фанеры составил только 30% от результатов аналогичного периода 2022.
Кроме того, на рынке ПВХ также могла сказаться непростая ситуация в строительстве. Росстат по итогам 2022 года (за полугодие данные не публикуются) рапортует о росте объемов строительных работ на 5,2%, но это рост в денежном выражении без учета инфляции. Кроме того, демонстрируются данные по росту ввода жилья, но они показывают объекты строительство которых началось 2-3 года назад.
– Наблюдается эффект отложенных строительных проектов. Многие объекты, которые на начало 2022 года находились на продвинутой или высокой стадии готовности, не были остановлены. Основное потребление ПВХ в стройке приходится на второй год проекта, поэтому мы сегодня наблюдаем эффект отложенных и отмененных проектов, которые должны были начать строиться в 2022 году, полагает Дмитрий Акишин.
Эксперты рынка окон из ПВХ действительно фиксируют падение объемов производства. Так компания “Окнамедиа”, которая регулярно публикует свои годовые исследования рынка, зафиксировала снижение производства окон из ПВХ в России в прошлом году на 14%. И судя по динамике производства, снижение в первом полугодии продолжилось.
Очевидно, что во втором полугодии таких темпов снижения не будет за счет сравнения с уже санкционным периодом, однако пока неясно, будут ли за этот периоду налажены новые каналы сбыта.
Автор: Дмитрий Семягин
Источник: RUPEC